МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2014 г. № 1197
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО МОНИТОРИНГА
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В соответствии с пунктом 93 плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р, в целях снижения смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний приказываю:
- Утвердить Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда согласно приложению.
- Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
проводить мониторинг условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации;
представлять в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сведения, необходимые для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
- Департаменту условий и охраны труда (В.А. Корж) обеспечить единое методическое сопровождение общероссийского мониторинга условий и охраны труда.
- Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 г. № 91 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда».
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра С.Ф. Вельмяйкина.
Министр
М.А. Топилин
Приложение
к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 29 декабря 2014 г. № 1197
Положение
о проведении общероссийского мониторинга
условий и охраны труда
- Положение о проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее — Положение) разработано в соответствии с пунктом 93 плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 367-р.
- Положение определяет порядок организации и проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда (далее — Мониторинг).
- Целью Мониторинга является:
а) комплексная оценка ситуации в области условий и охраны труда в Российской Федерации и разработка рекомендаций по ее улучшению;
б) повышение эффективности системы социального страхования и выработка мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда.
- Основными объектами Мониторинга являются:
а) состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
б) уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
г) предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
д) социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
е) федеральный государственный надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
ж) государственная экспертиза условий труда;
з) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации;
и) разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда;
к) информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;
л) проведение специальной оценки условий труда;
м) добровольное декларирование организациями соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
н) реализация Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и изданных в его развитие подзаконных актов (по отдельному приказу);
о) реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
п) профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда;
р) предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
с) осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
т) развитие социального партнерства в сфере охраны труда;
у) развитие международного сотрудничества в области охраны труда.
- Проведение Мониторинга обеспечивает:
а) информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, объединений профсоюзов, организаций и граждан о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;
б) осуществление прогнозирования развития важнейших процессов в сфере охраны труда;
в) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и изданных в его развитие подзаконных актов;
г) формирование ежегодного доклада Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда.
- Мониторинг проводится Минтрудом России с участием:
а) Федеральной службы по труду и занятости;
б) Фонда социального страхования Российской Федерации;
в) Пенсионного фонда Российской Федерации;
г) ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России;
д) иных органов и организаций в пределах их компетенции.
- Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, принимающим участие в Мониторинге, рекомендуется представлять сведения, необходимые для проведения Мониторинга, перечень которых предусмотрен приложением № 1 к Положению, ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России представляют в Минтруд России сведения, необходимые для проведения Мониторинга, на основании форм отчетности, перечень которых предусмотрен приложением № 2 к Положению, по субъектам Российской Федерации на бумажном носителе и в электронном виде.
- Минтруд России осуществляет:
а) единое методическое обеспечение Мониторинга;
б) сбор, обработку, анализ и распространение информации об условиях и охране труда;
в) подготовку предложений по реализации мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактику и своевременное выявление профессиональных заболеваний и сохранение профессионального здоровья работников с участием социальных партнеров;
г) формирование ежегодного доклада Минтруда России о ходе реализации основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда;
д) формирование ежегодного доклада Минтруда России о результатах мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и изданных в его развитие подзаконных актов;
е) размещение результатов Мониторинга на официальном сайте Минтруда России.
Приложение № 1
к Положению о проведении
общероссийского мониторинга
условий и охраны труда,
утвержденному приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 декабря 2014 г. № 1197
Перечень
сведений, необходимых для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда, рекомендуемых для представления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда
- Краткое описание состояния экономики субъекта Российской Федерации и перспектив ее развития по основным видам экономической деятельности, наиболее характерным для субъекта Российской Федерации. Экономические проблемы в области охраны труда и их решение в социально-экономических планах развития субъекта Российской Федерации.
- Сведения о разработке и совершенствовании нормативно-правовой базы по охране труда субъекта Российской Федерации, включающие информацию о:
а) законе об охране труда субъекта Российской Федерации или
его аналоге;
б) других законах, регулирующих вопросы социально-трудовой сферы
в субъекте Российской Федерации;
в) нормативном документе о наделении органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации отдельными полномочиями по государственному управлению охраной труда;
г) разработке законов, регулирующих отношения в сфере охраны труда.
- Сведения о разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда — представляются в соответствии
с перечнем показателей, определяемых в государственных программах (подпрограммах государственных программ) по улучшению условий
и охраны труда, разработанных на основе актуализированной Типовой государственной программы (подпрограммы государственной программы)
по улучшению условий и охраны труда на 2015-2017 годы.
- Сведения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда:
а) о количестве обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов,
их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации,
а также иных страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору)
за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда), в том числе по видам экспертиз (экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда, экспертиза правильности предоставления работникам компенсаций
за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, экспертиза фактических условий труда);
б) об организациях, в которых была осуществлена государственная экспертиза условий труда, о количестве рабочих мест и численности работников, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, в том числе по видам экспертиз;
в) о количестве выданных заключений по запросам и обращениям,
в том числе по видам экспертиз;
г) о количестве отрицательных заключений (наличие нарушений)
по рассмотренным запросам и обращениям, в том числе по видам экспертиз;
д) о численности государственных экспертов и количестве судебных заседаний, к участию в которых в качестве экспертов привлекались специалисты отделов государственной экспертизы условий труда;
е) о количестве запросов, для рассмотрения которых привлекались аккредитованные измерительные лаборатории для проведения измерений факторов рабочей среды и производственного процесса.
- Сведения о профессиональной подготовке специалистов по охране труда образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов по охране труда по направлениям «Техносферная безопасность – 200301», «Безопасность жизнедеятельности
в техносфере – 280101», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов – 280201», «Безопасность технологических процессов и производств – 280102», «Защита
в чрезвычайных ситуациях – 280103», «Пожарная безопасность – 280104», «Защита окружающей среды – 280200», «Инженерная защита окружающей среды – 280202».
- Сведения о внедрении передового опыта в области безопасности
и охраны труда в организациях.
- Сведения об обучении работников по охране труда, включающие информацию о численности работников, прошедших обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в обучающих организациях.
- Сведения о реализации в рамках социального партнерства задач
в области улучшения условий и охраны труда, содержащие информацию
о наличии в региональных трехсторонних соглашениях обязательств
по обеспечению и улучшению условий и охраны труда, в том числе отраслевых и территориальных, обязательств по обеспечению и улучшению условий и охраны труда.
- Сведения о результатах проведения мониторинга реализации Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и изданных в его развитие подзаконных актов (по отдельному приказу):
а) вопросы, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, не урегулированные нормативными правовыми актами, и обоснование необходимости урегулирования этих вопросов;
б) положения нормативных правовых актов, вызывающих трудности в применении, неурегулированность соответствующих вопросов;
в) положения нормативных правовых актов, вызывающих коллизию норм права или в отношении которых возникает коллизия норм права;
г) положения нормативных правовых актов, содержащих ошибки или неточности юридико-технического характера;
д) возможность искажения (двоякого толкования) смыла положений нормативных правовых актов при их применении;
е) возможность принятия неправомерных или необоснованных решений, действий (бездействия) при применении нормативных правовых актов;
ж) наличие норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию государственных органов;
з) количество и содержание обращений по вопросам разъяснения нормативного правового акта;
и) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативными правовыми актами, основания их принятия и реквизиты;
к) количество и содержание удовлетворенных обращений, связанных с применением нормативных правовых актов, в том числе в связи с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативных правовых актов и нарушениями единообразия их применения;
л) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативных правовых актов, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности;
м) неполнота в правовом регулировании общественных отношений и положений нормативных правовых актов, требующих дополнительного регулирования;
н) сведения об источнике информации для мониторинга реализации нормативного правового акта.
- Сведения об информационном обеспечении охраны труда, включающие информацию об использовании интернет-ресурсов, подготовке и изданию региональных докладов, обзоров, информационных бюллетеней
о состоянии условий и охраны труда, выпуске справочных материалов, методических пособий и рекомендаций, сборников материалов конференций, буклетов и др., о проведении консультаций по вопросам охраны труда (телефоны «горячей линии», приемы граждан, выездные семинары и др.), конференциях, семинарах, «круглых столах» (тематика и основные категории участников), смотрах-конкурсах на предприятиях (тематика, критерии оценки победителей и др.), конкурсах в образовательных учреждениях, включая дошкольные (тематика, критерии оценки победителей), мероприятиях по обмену передовым опытом.
- Сведения о развитии международного сотрудничества в сфере охраны труда, включающие информацию об участии в международных мероприятиях и проектах по охране труда, в том числе по обучению специалистов за рубежом, по обучению по международным программам.
Приложение № 2
к Положению о проведении
общероссийского мониторинга
условий и охраны труда,
утвержденному приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 29 декабря 2014 г. № 1197
Перечень
форм отчетностей, сведения из которых предоставляются
в Минтруд России для проведения общероссийского мониторинга условий и охраны труда
Наименование форм отчетностей | Сроки представления | |
Федеральная служба по труду и занятости | ||
Форма № 2-НТП «Сведения о количестве выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
(Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 августа 2008 г. № 211) |
Ежегодно,
до 20 марта |
|
Форма № 1-травматизм «Сведения о количестве зарегистрированных групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом»
(Приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 октября |
Ежегодно,
до 15 мая |
|
Форма № 2-травматизм «Сведения о количестве пострадавших со смертельным исходом в результате зарегистрированных несчастных случаев на производстве»
(Приказ Федеральной службы государственной статистики от 3 октября 2008 г. № 244) |
Ежегодно,
до 25 мая |
|
Форма «Ежемесячный отчет о работе государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации»
(Приложение № 2 к приказу Федеральной службы по труду и занятости |
Ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным | |
Форма «Полугодовой отчет о работе государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации» с приложениями
(Приложение № 3 к приказу Федеральной службы по труду и занятости |
Полугодовая — до 25 июля отчетного года, годовая – до 5 февраля года, следующего за отчетным | |
Форма «Реестр сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда»
(Приложение № 2 к приказу Федеральной службы по труду и занятости |
Ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным | |
Форма «Сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда в субъекте Российской Федерации»
(Приложение № 3 к приказу Федеральной службы по труду и занятости |
Полугодовая — до 15 июля отчетного года, годовая – до 20 января года, следующего за отчетным | |
Фонд социального страхования Российской Федерации | ||
Форма № 4-ФСС РФ «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения» (Раздел II «Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения»)
(Приложение № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 г. № 107н) |
Ежеквартально, до 15 числа второго месяца квартала, следующего за отчетным | |
Форма №1-нс-ФСС РФ ОКВЭД «Сведения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД)»
(Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 29 мая 2003 г. № 61) |
Полугодовая, до 25 числа второго месяца полугодия, следующего за отчетным | |
Пенсионный фонд Российской Федерации | ||
Форма «Сведения о численности пенсионеров и сумме назначенных им досрочных пенсий по старости по субъектам Российской Федерации», представляется по согласованию с Минтрудом России | Ежегодно,
до 1 апреля |
|
ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России | ||
Форма №7-собес «Сведения о медико-социальной экспертизе лиц в возрасте 18 лет и старше»
(Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 августа 2013 г. № 348) |
Ежегодно,
до 15 марта |
|
<<< ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО